самурай

Полярный Урал, март 2015. Место встречи изменить нельзя.

Фильм, мультик

Настя сделала фильм про поход. Надо пояснить, почему половину саундтрека составляет «Мурка»: весь поход, каждый день Кирилл напевал этот блатной стандарт, благодаря чему мы все ходили, насвистывая, намурлыкивая и набубнивая эту несложную мелодию.

А ещё к гусятнику Настя нарисовала необычайной красоты мультик.

Оглавление:

Фотографии (мои и папины) здесь (откроется в новом окне). Тут Катины (тоже в новом окне). Тут оцифрованная версия коллективного дневника (опять в новом).

попытался

Как я на ММБ пошёл и что из этого вышло

Об ММБ я подумывал давно, очень давно. Именно подумывал, к активным действиям не переходил. Но недавно оказался свидетелем того, как один очень мною уважаемый турист убеждает другого пойти на ММБ и неожиданно для себя осознал, что тоже хочу. Устроить это просто: собрать команду, заявиться и приехать на старт.

Команду пришлось поуговаривать, но получившийся состав того стоит. Подобралась сплошь романтически настроенная молодежь, так что назвались «Милосердным переворотом». И руководитель оказался прекрасным, и завхоз, и логист. И даже ваш покорный слуга оказался довольно приятным участником.

Начали мы марш-бросок с поиска магазина в Тесне. Задача оказалась простой, но потребовала много времени. В магазине мы купили макароны имени Васильева: со звёздочками, кометами и даже Сатурнами. Привлекли они нас тем, что в пачке оказалась как раз норма по весу на один раз (на ужин перед стартом).

На старте встретили Паршина, послушали его мудрых советов, тотчас же их забыли, погладили Чанту и, поев, пошли ориентироваться. Если на ММБ стартуешь не первым, а, скажем, через полчаса после открытия броска, первый десяток КП берётся по протоптанным в траве, болотах и даже асфальте тропкам, оставшимся от предшественников-биороботов. Мы никуда не спешили, так что поначалу ориентироваться не приходилось вовсе. Но мы всё равно ориентировались, ошибались и шли в итоге за толпой. Ах, как красива вереница фонариков, парящих на уровне человеческого роста над полем!

Второй на нашем пути КП оказался в овраге. Одному из наших участников поступил важный звонок (от мамы), так что мы остановились на склоне и, вежливо отвернувшись, ждали. Я от скуки следил за пробегающими мимо людьми и подсвечивал им своей фарой то дерево, об которое все спотыкались. Неожиданно в луч света вбежал Кирилл Фельтгейм и почти без слов увлёк нас за собою. Забегая вперёд, все взятые с тех пор КП нашёл именно он.

Дальше нас ждало множество приключений: брод через болото по пояс глубиной в двадцати метрах от мостков, альпийские спуски по глинистым кручам, асфальтовые спринты и азимуты по разбитым тракторами полям. Я получал от этого немалое наслаждение, да и мои попутчики, вроде бы, тоже. Но у нас в команде была одна девочка, и около двух часов ночи пришлось Кирилла отпустить в вольное плавание а самим встать посреди поля недалеко от автотрассы и уснуть. Да, удобно прикрываться рыцарскими чувствами, скрывая свою слабость.

Наутро (после получаса переставления будильника) мы стремительно собрались и около девяти утра выдвинулись дальше. Шёл дождь, иногда дул ветер. С моего рюкзака постоянно сдувало дождевую накидку, так что в конце концов я её просто убрал (всё равно всё ценное спрятано в гермик). Мне идти было легко, я насвистывал себе под нос песенки и чавкал промокшими насквозь ботинками по сметаноподобной глине. Вдруг я подумал, что, возможно, иду слишком быстро, обернулся и не увидел остальной группы! Подождал, стал возвращаться. Встретив хвост, понял, что надо выходить в люди: эта походка уже бессознательно и вяло переставляющего ноги человека мне знакома и я знаю, что ничего хорошего она не сулит. Пришлось перехватить функции руководителя и убедить сопротивляющуюся группу в том, что идти дальше смысла нет и вообще опасно. Надо было выходить в люди.

Мы встали в лесочке, заварили мерзких супчиков и гречневой каши. Как оказалось, завхоз взял полуторную норму каши. А так как половина группы оказалась вегетарианцами, тушёнки пришлось тоже немало. И я, как единственный хороший едок, смело набросился на пропадающую пищу. В итоге я заснул, не сменяя носков, положив под голову пустой гидратор. Как оказалось, это было ошибкой: вся одежда на мне была мокрой, т.к. я не думал, что мы останемся на том месте на такое время. Поэтому я гордо отказывался залезать в спальник и в итоге нехило замёрз. Да и спать тогда не стоило, так как надо было ломить в люди, пока у группы ещё сохранялся остаток сил.

К автобусу мы выходили медленно-медленно. Временами мне приходилось выполнять роль буксира. Конфигурацию группы за моей спиной я определял на слух по непрерывному кашлю.

На станции Кашира выяснилось, что наличных у нас нет. Ни в кассе, ни в автоматах связи с банком не оказалось, так что мы поехали зайцами. На выходе мы рассказали контроллёрам о нашей беде и нас выпустили бесплатно. На этом приключение закончилось.

Каков итог? Зачем всё это? Мне очень понравилось. Я получал наслаждение от компании, природы, нагрузки и погоды. Жаль, что мы не дошли даже до смены карт, ну да так ли важен результат? Первый блин комом. Выводы я сделал, в следующий раз пойду несколько иначе и с другим снаряжением.

Берман, «Среди стихий». Конспект-наблюдение

У меня давно дома лежала книжка А. Бермана «Среди стихий». Я её время от времени почитывал, открывая наугад и так же наугад закрывая. Но не так давно я познакомился с автором и понял, что стоит вдумчиво прочесть эту книгу целиком.
В последнее время у меня выработалась привычка выписывать из книг зацепившие места. Я подумал, что неплохо было бы этими конспектами (с моими краткими комментариями) поделиться.

Первое, что меня заинтересовало, это попытки Бермана выяснить, сформулировать, почему люди ходят в походы. Меня этот вопрос тоже волнует. Приятно находить у других авторов пересечения с моей точкой зрения, интересно натыкаться на различия. И завидно видеть, как кто-либо когда-либо писал о своих переживаниях лучше (вот как это определить вообще?) тебя.

Collapse )

Цитировал отсюда: Берман, А. Е. Среди стихий. - 2-е изд., доп. - М.: Возвращение, 2012. - 392 с.
зеркало

Про формат

У меня есть две вводные: во-первых, я не хочу вести журнал о том, что у меня внутри. Для этого есть несколько близких людей, с которыми гораздо безопаснее этим делиться, да и отклик куда как полезней. И я со всё большим удовольствием оглядываюсь вокруг. И всё больше начинаю замечать: просыпаюсь; во-вторых, мне хочется вести журнал.

Из этого можно сделать простой вывод: мне надо больше смотреть вокруг. А как это сделать? Надо больше ходить в походы, так как в них я вижу больше всего. И про них у меня получается рассказывать.

Вот эта фотография отлично передаёт мой текущий взгляд на мир:
самурай

Полярный Урал, март 2015. Эпилог.

Впечатления отдельно

За последние несколько дней меня много раз спросили, что я нахожу интересного в туризме. Ответ прост, но я не уверен, что понятен «городскому» человеку. Во-первых, в походе всё настоящее. Нет придуманного, привнесённого. Нет формальностей, нет искусственностей. Автономность и окружающая природа легко отделяют честное от лукавства. И ты либо честен, либо не идёшь. И все вокруг это чувствуют, становятся настоящими. Во-вторых, кругом красиво. Да, я нахожу красивыми и горы, и перевалы, и снежные поля, и солнце, и ветер, и пургу. В-третьих, поход — спортивное мероприятие. Это позволяет использовать своё тело, в городе ставшее бессмысленным. Позволяет ощутить его, понять, что я живу.

В походе бывает сложно: холод, рюкзак тяжёл, ветер, недосып, голод. Бывает так, что идёшь и проклинаешь себя за то, что вышел из дому. Но вернувшись в город, а то и просто встав на ночь, уже забываешь об этом. Не помнишь трудностей, а помнишь, как здорово было проходить километр за километром, как красиво было вокруг, как вкусна вечерняя каша. Слушаешь, как соратники рассказывают о походе и то счастливое состояние накатывает, овладевает. И будто снова сошёл с тропы, пропуская идущего за тобой, и во все глаза смотришь, полной грудью вдыхаешь морозный воздух, подставляешь плечо ветру. Это стоит любых лишений.

А этот поход прошёл удивительно легко: мёрз я только один день, ел вдоволь, спал тоже. Пройти бы побольше, да влезть бы повыше — ну да не я устанавливаю погоду. Я тут гость.

Очень много в походе зависит от команды. Как я уже говорил, 12 человек для меня — много. Но устал я от этого только к концу, такие все замечательные. Мне было интересно. Да, когда тебе интересно, пока ты вторые сутки лежишь в пурге, это дорогого стоит. За этот поход я стал лучше взаимодействовать с людьми. За этот поход я подрос технически.

После первых пары дней, когда ещё ничего не понятно, когда каждое утро собираешь рюкзак в разном порядке, вырабатываешь манеру передвижения в группе, помнишь ещё тепло поезда, появляется новое состояние. Начинаешь чувствовать себя абстрактной машиной, в зависимости от контекста идущей или ждущей. Голова освобождается, появляются спокойные, длинные мысли. Такие, на которые раньше не было времени. И вместе с ними ещё задолго до конца похода, даже до экватора, появляются планы о новых походах. Идёшь и мечтаешь о Кавказе, о Байкале, об Алтае, о Карелии. Думаешь про велосипед, про лыжи, про пешки, про катамаран.

По возвращении долго ещё живёшь «не здесь»: перебираешь фотографии, ждёшь карточек других фотографов, сушишь снаряжение, перечитываешь дневник раз за разом. Борешься с желанием каждого встречного усаживать и подробно ему пересказывать все события похода. Потом блинник, на котором снова встречаешься с командой и чуть было появившаяся городская адаптация пропадает. А потом и до гусятника недалеко. А перед ним опять разбередишь душу. Вот сейчас я пишу отчёт, стараюсь облечь в слова свои впечатления, а хочется бросить всё и вернуться туда.

Интересно, как другие видят происходящие события, как другие чувствуют. В этом походе я впервые познакомился с форматом коллективного дневника. Очень интересно его перечитывать. Дома я его оцифровал и заинтересовавшимся советую прочесть: PDF. Кроме меня, отчёт пока написала ещё Катя. Вот тут. Не менее интересны и чужие фотографии. В этом посте все фотографии, даже обложка — не мои. Я отобрал по чуть-чуть из альбомов коллег: Берлина и Кати.

Collapse )

На этом я завершаю свой отчёт. Будет ещё фильм, но его делаю не я и я не знаю, когда он будет готов. Его я сразу приложу.

самурай

Полярный Урал, март 2015. Солнечная часть.

22-29 Марта. Труба, сияния, выход в люди, иглу, отъезд

На самом деле, эта часть похода не была такой уж солнечной. Но мы больше не пурговали и солнце видели всё же каждый день. Стало холоднее и чище, дуть стало реже и слабее. Такую б погоду да весь поход!

Collapse )

В Москве нас встретили всякие родственники участников и сочувствующие. Гутерман подкинул до дома. Да, тяжело расставаться, тяжело завершать поход. Об этом подробнее напишу в эпилоге.

самурай

Полярный Урал, март 2015. Снежная часть.

13-21 Марта. Приезд, сияние, Пайер, пурга

Я давно хотел сходить в длительный зимний поход. Хибин на четыре-пять ходовых мне было мало. И вот в этом году наконец пошёл на 11 дней на Полярный Урал. Нас было 12 человек, огромная толпа, по моим меркам.

В пятницу я вернулся из колледжа, постригся в три раза короче и, стремительно покидав вещи в рюкзак, поехал на вокзал. В поездах на кольцевой линии потолки низкие, рюкзак упирался и я не мог выпрямиться. Очень неудобно.

Collapse )

К обеду следующего дня ветер стал стихать и началась вторая часть похода, которую я условно назову «Солнечной».

вело

(no subject)

В прошлый раз такие ощущения я испытывал, сев на советский шоссер, название и завод выпуска которого лучше спрашивать у constpetrov: нажимая на педаль, только даёшь начало движению, а дальше он едет сам, почти без усилия, быстро и красиво.
Не припомню уже, когда я раньше ездил на велосипеде, подходящем мне по росту. Сегодня я был удивлён тем, что я просто ехал и всё, без переминаний вперёд-назад по седлу, без сваливания на заднее колесо при попытке взяться за руль крепко. Во всех хватах руля. Да, хваты руля — тоже непривычное пока понятие. На прямой палке их было три: за палку, за рога и подруливая пальцем одной руки.
Велосипед вообще не ощущается. Ещё бы, он раза в два легче предыдущего. Особенно непривычно, когда привстаёшь или выруливаешь на маленькой скорости среди машин в очереди на светофоре: казалось бы, чуть наклонил, чуть повернул — а уже на полтора метра в сторону уехал.
Скорость не чувствуется, так как усилие гораздо меньше.

Рядом с моим рюкзаком с утра лежали мои велотапки и кроссовки сестрёнки. И те и другие — в пакете. Разумеется, я взял не свои, и поэтому мне подарили пластмассовые топталки — тоже забытая уже штука. Странно, когда на светофоре не получается подтянуть к себе педаль. Странно, когда при ускорении или кручении в горку нога отрывается от педали, идущей вверх.

Циклокросс это прелестно, насколько я успел понять, доехав от Сокольников до Пролетарской.

(no subject)

Вернулся с BOR. Принял решение не восстанавливать этот велосипед. Сниму всё, что осталось живо (палки и вилку), остальное — выкину. Что делать дальше, пока не решил.
вело

БГМ-13

Впервые я крутил без мудрого руководства Кости, Кости или Вовы. Из-за этого возникло немало проблем,связаных с отсутствием привычки. После долгих перестановок в составах наших команд получилось так, что мы с Серёжей ехали вдвоём. К сожалению, каждый раз у меня в субботу что-либо важное и стартовать в нормальное время, а значит, и в нормальной категории, не получается. Ну и ладно, в общем-то, я всякие соревнования рассматриваю как развлечение. Маршрут проложили чудесный, по знакомому району, чем я с большим удовольствием пользовался. Проезжая мимо дома, в котором провёл двадцать лучших лет своей жизни, мимо школы, из которой не могу вспомнить ни единого одноклассника, мимо военокомата, в котором провёл немало часов ожидания в бумажной волоките, кждый раз чуть не плакал от умиления. Опыта ориентирования очень не хватало. На первом этапе потеряли очень много времени уже на этапе забивания точек и выработки стратегии. Да и с поиском нужных адресов дело шло туго. Следует сознаться, что я косячил куда чаще коллеги. Но потом раскатались и пошло вполне неплохо. На финише первого этапа нагнали предыдущую команду из нашего пула, стартовавшую на два часа раньше.

В мидлах старт в два, по-моему, не оставлял нам шансов пройти гонку. В Кзьминках мы плутали затемно, пролетая знакомые тропки. На финише четвёртого этапа были за десять минут до закрытия финиша и не успели: Серёга к тому времени подсдох. Итог: DNF без одного этапа целиком. Зато 2:05 бонусов собрали.

Выводы:

• Стартовать надо не позже десяти.

• Фотоаппарат не брать.

• GPS закрепить на руле.

• Купить или сделать планшет, чтобы атлас не держать в руках.

• Бегущий Город — великолепная веселуха.

Collapse )
Думаю, сто́ит попробовать прокатить БГМ одному.

Трек.

Ах да, проверил сейчас, из взятых — один КП неправильно из-за незнания правил (какие квадратики для каких категорий) и один — не знаю, как бы наш ответ интерпретировали, всё же количество дверей на лестнице неоднозначно.